На сегодняшний день теплоэнергетическое имущество города юридически
находится в собственности района, который в свою очередь предоставляет
его в аренду предприятию ООО «Электротеплосеть». По закону о местном
самоуправлении, вопрос об электро- и теплоснабжении населения должен
находиться в компетенции поселений. В 2011 году теплоэнергетическое
имущество будет передано с баланса района на баланс МО «Город Великий
Устюг», а уже до осени 2010 года власть имущим необходимо определиться
со способом передачи имущества городу, так как срок его аренды
предприятием «Электротеплосеть» заканчивается летом текущего года.
Вопрос о способе передачи теплоэнергетического имущества находится в
компетенции районных властей, но депутаты Совета МО «Город Великий
Устюг» не намерены оставаться в стороне от его рассмотрения. Острая
заинтересованность парламентариев вполне оправданна и понятна. По словам
депутатов, избиратели зачастую сетуют на необоснованность высоких
тарифов на тепло и горячую воду и хотят знать, откуда берутся такие
суммы. Данный вопрос в течение нескольких месяцев прорабатывался в
рамках рабочей группы, после чего депутатами Совета было подготовлено
обращение на имя главы района Александра Новинского с изложением их
принципиальной позиции в плане организации теплоснабжения населения
Великого Устюга.
Существует несколько вариантов способов управления
теплосетями города. В каждом из них есть свои плюсы и минусы.
Первый способ - создание муниципального унитарного предприятия (МУП).
Безоговорочным плюсом такого способа передачи является то, что
деятельность предприятия будет подконтрольна муниципалитету, что
обеспечит «прозрачность» деятельности и распределения прибыли
предприятия. Основным минусом является то, что в этом случае город
потеряет возможность получения денежных средств по программе на ремонт
ветхого и аварийного жилья в 2011 году. Кроме того, существует ряд
вопросов, связанных с законностью создания МУПа (передачей полномочий,
имущества с деньгами и пр.).
Второй способ - создание межмуниципального общества с ограниченной
ответственностью (город, район, поселения). Плюсом опять же является
возможность контроля со стороны муниципалитетов, к тому же при
совместном предприятии предполагается и совместная ответственность за
его деятельность. Минус - это необходимость проведения регистрации
переданных в собственность ООО объектов.
Третий способ - проведение аукциона. Этот способ является наиболее
рискованным из всех существующих из-за непредсказуемости итогов торгов,
так как речь идет о стратегическом предприятии района.
И четвертый способ, за который ратует администрация района - это
концессионное соглашение. Концессия - это договор на сдачу в
эксплуатацию на определенных условиях предприятия, принадлежащего
муниципалитету. В этом случае государство (муниципалитет) не теряет
право собственности на объект аренды, а концессионер выступает лишь как
арендатор. Суть концессии в том, что администрация передает инвестору
временное право владения и пользования объектом в обмен на инвестиции в
ремонты, строительство и реконструкцию.
Рассмотрев все виды способов передачи имущества, большинство
депутатов Совета обозначили свое решение о создании именно муниципального
унитарного предприятия. Чем обусловлена данная позиция? В
первую очередь тем, что на сегодняшний день муниципалитет не может
контролировать деятельность коммерческого предприятия ООО
«Электротеплосеть», в связи с чем возникает множество вопросов без
ответов.
В декабре прошлого года по инициативе депутата Сергея Анатольевича
Тенигина в адрес руководителя ООО «Электротеплосеть» был подготовлен
запрос о предоставлении полной информации, касающейся деятельности
предприятия. Рабочая группа депутатов не преследовала цель выискать
какую-то «секретную информацию». Задача стояла одна: понять и для себя, и
для избирателя, куда расходуется прибыль предприятия, что было
приобретено и реконструировано за последние годы, куда и как тратятся
средства, заложенные в тариф для населения.
- Был подготовлен ряд достаточно простых и конкретных вопросов, но
четких и конструктивных ответов на них не последовало, - поясняет
Сергей Тенигин, - Вместо этого депутатам был предоставлен
бухгалтерский баланс предприятия за 2007-2008 годы, из которого очень
сложно почерпнуть информацию, интересующую и депутатов, и устюжан.
Возможно, если бы функционирование стратегически важного для города
предприятия было более прозрачным и открытым, у депутатов не возникло бы
вопросов к его деятельности. Но в существующей ситуации, после
проработки различных вариантов передачи теплоэнергетического имущества,
на рабочей группе депутаты сошлись во мнении о целесообразности
организации муниципального унитарного предприятия. Я считаю, районная
власть обязательно должна рассматривать этот вопрос с учетом мнения
Совета, а в своем обращении четкую депутатскую позицию мы обозначили.
Мнение Сергея Анатольевича разделил и его коллега Станислав
Лустов:
- Общество с ограниченной ответственностью, согласно Уставу
предприятия, имеет уставной капитал 10 000 рублей и соответствующую
ответственность. Я считаю, это недопустимо, если речь идет о
стратегическом для города объекте. Я знакомился с инвестиционной
программой предприятия, в ней заложено более 200 млн.рублей на закупку
оборудования и пр. Если бы сегодня нашелся инвестор, способный вложить
эти средства в предприятие, - это был бы идеальный вариант и для нас,
как депутатов, и для населения. А пока наиболее приемлемым вариантом в
сложившейся ситуации я считаю организацию МУПа. Более жесткого контроля
за работой этого важнейшего для района предприятия со стороны
муниципалитета законодательством не предусмотрено. У нас много что
отдано в частные руки, но от этого население только страдает. В тариф
заложена и заработная плата, и аренда, и обслуживание сетей, и их
ремонт… а как расходуются эти средства? Ответа на данный вопрос депутаты
не получили.
На сессию Совета был приглашен представитель от ООО
«Электротеплосеть» Алексей Таратин, который обозначил
свое видение данной ситуации. Комментарий к данному вопросу высказал и
глава города Николай Гладышев. Мнения депутатов о
создании МУП они не разделили:
- 80 лет ООО «Электротеплосеть» обслуживает сетевое хозяйство района,
и за это время не произошло ни одной крупной аварии, несмотря на
холодные зимы. Что касается вопросов аренды, любой производственник
четко знает, что арендная плата предприятия - это амортизация, она
возвращается в то имущество, которое амортизировалось. МУПы мы уже
«проходили» в 2000-2004 годах. Тогда муниципальное предприятие было
обанкрочено. На сегодняшний день ООО «Электротеплосеть» берет миллионные
кредиты, чтобы выжить. Ни один банк не даст такой кредит муниципальному
предприятию. И найти крупного инвестора тоже будет очень проблематично,
всех интересует быстрый возврат вложенных средств, что в данном случае
невозможно. Считаю, что способа эффективнее аренды на сегодняшний день
не существует. Причем аренда должна быть долгосрочной, так как этого
требует работа по лизингу и с кредитами.
Большинством голосов депутаты поддержали текст обращения на
имя главы района. Данное обращение не является законом или руководством к
действию, но свою позицию в этом важнейшем для города вопросе депутаты
обозначили.
Екатерина МИНЯЕВА
|