25 декабря, в пятницу, депутаты городского Совета рассматривали проект бюджета МО «Город Великий Устюг» на 2010 год, иначе говоря, прогнозируемые поступления денежных средств и совершенно реальные расходы, запланированные на будущий год. Обсуждение было активным и продолжительным. На вопросы депутатов отвечали представители администрации и муниципальных учреждений. Депутаты предложили немало поправок и решили отправить проект бюджета на доработку, поручив администрации к следующему заседанию переработать расходную часть бюджета в соответствии с нормативами.
Сначала о предложенном депутатам проекте. Размер доходной части 56,7 млн.рублей. Из них 8,5 млн.рублей ожидается получить безвозмездно от других бюджетов: 7,9 млн. из федерального и 0,6 млн. из бюджета района. Остальные 48,2 млн.рублей прогнозируется получить из собственных источников. Поступления от подоходного налога (НДФЛ) ожидаются в размере 23,8 млн.рублей. При том, что городу остается одна десятая часть от сборов данного налога, 20% поступают в районный бюджет и 70% в областной. Собранные земельный налог и налог на имущество полностью остаются у города и запланировано получить 6,9 млн. и 9,9 млн.рублей соответственно. Транспортного налога при нормативе отчислений городу в 30% ожидается 3,5 млн.рублей. Продать земли планируется на 0,9 млн.рублей и получить прочих доходов от аренды имущества и выдачи разрешений в размере 3,2 млн.рублей. Вот и вся доходная часть. Остается только отметить, что в ожидаемых поступлениях от других бюджетов не заложено средств на капитальный ремонт многоквартирных домов. Расходная часть бюджета была запланирована на 5,6 млн.рублей больше доходной в объеме 62,3 млн.рублей. В том числе на содержание муниципальных учреждений и обеспечение возложенных на них функций: - МУК «Дом культуры г.Великий Устюг» - 6,0 млн.рублей; - МУК ДГМП «Русь» - 1,2 млн.рублей; - МУ «Физкультурно-оздоровительный комплекс г.Великий Устюг» - 3,5 млн.рублей; - МУ «Единый информационный расчетно-кассовый центр» - 4,2 млн.рублей. Кроме этого на: - культуру, кинематографию и СМИ – 0,7 млн.руб.; - здравоохранение и спорт - 2,6 млн.руб.; - образование - 0,1 млн.руб.; - социальную политику - 0,05 млн.руб.; - транспорт - 0,3 млн.руб.; - защиту от чрезвычайных ситуаций – 0,4 млн.руб.; - общегосударственные вопросы - 11,6 млн.руб.; - жилищно-коммунальное хозяйство - 31,6 млн. руб. Общегосударственные вопросы - это расходы на городскую администрацию - 10,5 млн.рублей и городской Совет - 919 тысяч рублей. Из них отдельными строками выделены расходы на главу города 998 тысяч рублей (год назад в бюджете 2009 было 470 тысяч) и председателя совета 648 тысяч рублей (в бюджете 2009 было 385 тысяч). Такой вот ответ кризису. «Когда я был избран главой, мне уже был определен размер зарплаты, и я не в праве его уменьшить или увеличить» - цитата из статьи «Три вопроса Николаю Гладышеву» («Устюжаночка» №52 от 24.12.2009г.). Да уж, трудно найти более бесправного человека. Может депутаты все-таки проявят сочувствие и облегчат главе страдания - уменьшат его зарплату. Основные расходы ЖКХ - это на дороги и тротуары: 5 млн.рублей - на капитальный ремонт и 15 млн. - на содержание, то есть на уборку. На капитальный ремонт жилищного хозяйства - 3,2 млн.рублей. На прочие мероприятия по благоустройству - 4,8 млн.рублей и на укрепление пожарной безопасности - 0,7 млн.рублей. На уличное освещение - 1,1 млн.руб. и на ремонт уличного освещения - 1,0 млн.рублей. Причем, 4,2 млн.рублей выделены ЕИРКЦ также на освещение. В 2009 году эта статья расходов была закреплена не за МУ «ЕИРКЦ», а за ООО «Городское агентство ЖКХ» в размере 3,5 млн.рублей, которые, по утверждению администрации, в этом году оказались израсходованы не полностью. Вот такой проект.
При обсуждении депутатами было предложено перенести в бюджет 2010 года неиспользованные семь миллионов семьсот двенадцать тысяч рублей в этом году - ту самую субсидию, которую Совет 27 ноября отказал предоставить ООО «Электротеплосеть». Но со стороны администрации последовали объяснения, что той субсидией они уже распорядились в полном объеме и именно в пользу ООО «Электротеплосеть». Представитель администрации рассказал депутатам про то, за что они в тот раз голосовали. Оказалось, что депутаты не отказали ООО «Электротеплосеть», а разрешили администрации распорядиться этой субсидией. Депутаты вслух выразили свое несогласие с объяснением им их мнения. Единственный довод администрации, что, кроме как ООО «Электротеплосеть», субсидию предоставить некому, потерял смысл, когда МУП «Водоканал» на текущем заседании заявил о необходимости провести мероприятия по очистке воды в Добрынино и представил сметы на четыре с половиной миллиона рублей. Но из-за отсутствия настойчивости большинства депутатов в решении Совета по выделению субсидии жителям Добрынино, скорее всего, еще несколько лет придется пить воду, которую ни один из присутствовавших на сессии не решился попробовать. Также в меньшинстве оказались депутаты, предлагавшие включить в доходную часть бюджета десять миллионов рублей в ожидании поступлений за эксплуатацию теплохозяйства города. Администрация отводила это предложение тем, что договор аренды с ООО «Электротеплосеть» заканчивается 31 декабря, и после этого возникнет ситуация со многими неизвестными, как то, какая организация и на каких условиях будет эксплуатировать, так и то, в какой правовой форме будет находиться само имущество. Эти аргументы говорят только о халатности чиновников, а никак не о запрете планировать возможную прибыль от теплохозяйства. Ведь, невзирая на все эти неизвестные, имущество, от которого город может получать доходы, никуда не исчезнет. Вот сколько будет собрано НДФЛ, администраторы берутся прогнозировать, а доходы от теплохозяйства - нет. С населения же эти десять миллионов запланировано получить, и они будут получены, так как стоимость аренды включена в тарифы на отопление, утвержденные РЭК на 2010 год. В поисках дополнительных доходов депутаты предложили ввести незначительный сбор с туристов, который возможно взимать либо с путевок, либо с мест проживания. Увеличение расходов на сто рублей для приезжающих будет несущественным, а бюджет города может пополниться от десяти до шестнадцати миллионов рублей - единодушно признали депутаты, но никаким решением и это обсуждение не завершилось. Предложений по расходной части, то есть о том, как потратить деньги, было высказано много. По большинству статей отсутствовала информация о детализации расходов. Некоторые документы о расходах депутатам предоставили перед сессией, некоторые во время заседания, а некоторые пообещали предоставить только к следующему. Кроме подробной информации о расходах, у депутатов не оказалось информации о финансировании той или иной программы районным бюджетом и о доходах от проводимых муниципальными учреждениями мероприятий. Не обо всех расходах депутаты судили по документам. Так о том, что содержание городского пляжа обходится в сто, а спилить один тополь от тридцати до восьмидесяти тысяч рублей, депутаты узнали из доклада заведующего отделом ЖКХ. Присутствовавший на сессии представитель прокуратуры обратил внимание на недопустимость превышения фонда оплаты труда муниципальных служащих над нормативами, установленными Правительством области. Представитель администрации после произведенных расчетов доложил о превышении фонда над нормативами на полтора миллиона рублей. Причем, это без учета хозперсонала, расходы на который, по мнению представителя администрации, не регулируется этими нормативами. Должны ли при расчете учитываться эти расходы, в размере одного миллиона трехсот тысяч рублей, депутаты на заседании выяснять не стали. Среди предложений по расходной части были как взаимоисключающие, так и похожие, но все равно, предлагаемые как отдельные. В ходе обсуждения депутатам часто предлагали пояснить, как их предложения будут выглядеть в строчках бюджета. Среди депутатов нет финансистов, поэтому такие вопросы вводили их в смущение. В один момент представитель администрации позволил себе высказать, что ничего переделывать не будут, они сделали бюджет, и пусть депутаты сами его переделывают так, как считают нужным. С учетом того, что субсидию ООО «Электротеплосеть» администрация выделила против воли депутатов, это высказывание администрации можно определить как предложение своих обязанностей депутатам в обмен на их права. Администрация все же приняла поручение депутатов представить на следующее заседание новый проект бюджета, рассчитанный в соответствии с нормативами. Поручив администрации сделать расчеты по нормативам и высказав все свои пожелания по внесению изменений, депутаты приняли решение продолжить рассмотрение проекта бюджета во вторник, 29 декабря. С учетом всего высказанного непросто будет принять единое решение, но, похоже, депутаты не собираются проводить дополнительных обсуждений до заседания. Не в обиду народным избранникам, при таком подходе к рассмотрению вопросов принятые решения могут носить случайный характер. Поднятые руки на заседании по тому или иному вопросу не всегда будут отражать осознанные решения депутатов. Двадцать три депутата. Каждый со своим личным мнением и характером. У каждого, кроме депутатской деятельности, еще собственные дела: рабочие и семейные. Достойно справиться с депутатскими обязанностями можно только при условии посвящения всего своего личного времени работе в интересах избирателей. К сожалению, на каждом заседании имеются отсутствующие депутаты. Бывает, кто-то опаздывает, кому-то необходимо покинуть заседание. Время сессий за четыре года созыва сравнимо с рабочим временем всего одного месяца. Граждане депутаты, Вы сами решили стать представителями законодательной власти, а избиратели только поддержали ваше решение. Взявшись за депутатскую ношу, пронесите ее с полной гражданской ответственностью. К моменту опубликования статьи бюджет 2010, возможно, уже будет принят. Николай Егоров
И во вторник 29 декабря бюджет города принят не был, мы настаиваем на приведение бюджета в соответствие с фактическим состоянием и требованиями законодательства. Всему городу жить по этому бюджету в 2010 году. И нельзя принять бюджет просто, для того чтобы его принять, потому что так надо Бюджет должен быть доработан.